Новости художественной студии Артстатус (Киев)

История настенной живописи (история фрески) и ее современная трансформация

История художественной настенной росписи, или как ее еще называют фресковой росписи, уходит своими корнями глубоко в века. Первые памятники настенной росписи человек создал еще в эпоху первобытности - палеолите.

Древний художник  в основном изображал привычный себе мир: то, что его окружало и волновало - местных животных, волков, бизонов, лошадей, оленей и позже самого себя. В зависимости от ареала обитания человека менялись и типичные для этой местности животные – на севере популярным изображением был северный олень, в прибрежной зоне – ракообразные и моллюски. Самыми известными памятниками палеолитической настенной росписи считаются пещеры: Альтамира, Ляско (Ласко), Фон де-Гом. В  это с трудом вериться, но наскальные изображения  в них были открыты достаточно поздно – в  19 веке.

Настенная роспись пещера Альмира

Эти пещеры были найдены обычными людьми: детьми, охотниками и пастухами, которые совершенно случайно туда забредали – например прятались от дождя. Первые серьезные находки в пещерах сначала были сделаны в Испании, а потом в Азии, Африке, Австралии. В первобытных настенных росписях выделяют одноцветные (монохромные) или разноцветные (полихромные) изображения.

Для создания монументальных росписей художник использовал в основном природные красители: гематит, глина, окись марганца, древесный уголь. Все эти красители не обладали хорошей стойкостью, но благодаря тому, что пещеры долгое время находились законсервированными от внешних стихий – росписи прекрасно сохранились.

Следующий значительный виток развития монументальной настенной росписи – искусство Египта. Египетская технология настенной росписи принципиально отличалась. Использовалась краска на клеевой основе (растительные смолы) или яичная темпера, изображение закреплялось специальным лаком. Цветовая гамма красок в росписи стала более широкой благодаря использованию измельченных драгоценных и полудрагоценных камней. Если изображение наносилось на дерево - применялся левкас (специальная основа под  живопись), который позже активно использовался в Византии и, еще позже, Древней Руси.

Монументальные росписи в Египте в основном были связанны с религией и заупокойным культом. Их можно считать летописью жизни и верований древних египтян. Настенные росписи могли комбинироваться с рельефами и размещались на фасадах храмов и колон, или могли быть представлены самостоятельно на стенах гробниц, саркофагов.

В древнем Риме настенные росписи или фрески чаще всего использовались для украшения частных интерьеров(Яркий пример – Помпеи и Геркуланум). Использовалась непосредственно техника «фреска» – яичная темпера наносилась на слой мокрой известковой штукатурки.

Настенная роспись в древнем Риме

При высыхании штукатурка консервировала красочный слой- эта технология рисунка по стене пока остается самой долговечной. Есть примеры росписей возрастом более 2000 лет.

Настенная роспись в Византии

Византийские монументальные художественные росписи чаще всего можно было увидеть в храмах.

Наиболее в привычном для нас виде художественная настенная роспись появляется в эпоху Возрождения и Барокко.

Настенная роспись в стиле Барокко

Мастера итальянцы виртуозно использовали принципы перспективы и иллюзии для изображения архитектурных и пейзажных «обманок». Они изображали несуществующие двери, окна с виднеющимися за ними прекрасными пейзажами – тем самым расширяя пространство. Если перевести с  латыни термин «murus» – стена, то становится вполне закономерным, что художников монументалистов называли муралистами.

Эпоха Барокко – это золотой век настенной росписи. Именно в эпоху Барокко создаются наиболее помпезные интерьеры с применением высокохудожественной лепнины и настенных росписей. К слову, именно в эту эпоху появились не просто архитекторы, а и специальные узкоспециализированные мастера – декораторы.

Сегодня монументальная художественная настенная роспись или настенная фреска – не просто дань моде, а чудесная возможность для каждого придать своему интерьеру настоящую изюминку.

Разнообразие художественных стилей и приемов, высококлассные художественные материалы в руках профессионального художника  гарантируют отличный результат

Назовем три самых популярных вида и материала для настенной росписи:

1. В современной росписи стен используется акриловая краска. Акриловые краски это пигмент разведенный полимерной эмульсией иногда с добавлением латекса (первые акриловые краски были сделаны из эмульсии типа ПВА плюс красочный пигмент).

Акрил отличается большой стойкостью к атмосферным явлениям(успешно при меняется в фасадных росписях),большей, чем у темперы, яркостью цветов. При нанесении красок тонким слоем – имеет большую пластичность и устойчивость к гигроскопичности стены. Для настенной живописи лучше брать краску с более высоким содержанием акриловой эмульсии и меньшим содержанием наполнителя ( обычно мел)- это сильно влияет на долговечность настенных рисунков.

2. В оформлении интерьеров применяют  настенную роспись масляными красками. Рисовать масляной краской по стене не технологично, хотя получается красиво. Более грамотный вариант таких художественных работ – исполнение живописи на полотне с последующей поклейкой на стену.

Такой вид художественных работ подходит  только для интерьера и используется в небольших размерах (не более 2-х метров). Техника старая и хорошо зарекомендовала себя временем. Основное преимущество такого вида настенной росписи – возможность очень тщательной проработки деталей.

3. Самый экстравагантный прием – роспись фосфоресцирующими и неоновыми красками. В технологии напоминает акриловую роспись,  но эффект очень интересный – краски  светятся в темноте или, набирая свет от лампы, излучают свечение на свету.

Именно поэтому следует очень тщательно выбирать не только мебель и обои, но и художника – только настоящий профессионал сможет действительно первоклассно воплотить на поверхности стены все ваши идеи. Обращайтесь к нам, и мы с радостью поможем воплотить ваши даже самые сложные задачи.

Настенная роспись Артстатус

Орнамент на фасаде, морской пейзаж с архитектурой или сложная огромная многофигурная композиция на 4000 м – все это вполне осуществимо и не составит для нас труда. Ждем Вас у нас!