Натюрморт является из самых востребованных жанров живописи. Истоки развития натюрморта в изобразительном искусстве восходят к античному периоду. Но самый «классический» облик живопись натюрморта получила у голландцев в 17 веке.
17 век для Голландии стал временем становления нового общества, его политической и экономической системы, базы взаимоотношений между людьми и укрепления классовой иерархии. В это время происходит невероятный подъем в науке, литературе и изобразительном искусстве. Главенствующую роль в обществе и искусстве занимает новый класс – бюргер.
Мир бюргера становится мерилом всего происходящего и находит отклик в изобразительном искусстве. Голландский натюрморт 17 века становится неотъемлемой частью жизни бюргера. Живопись натюрморта приобретает интимный характер. Голландские художники научились мастерски компоновать предметы, придавая им лирический характер. Они смогли выявить основную суть и материальность каждого предмета, его взаимосвязь с человеком. Так как жанр натюрморта во все времена был наиболее понятным видом картин для человека, именно он становиться основным украшением интерьера богатых бюргеров.
В 17 веке в Нидерландах было огромное количество художников, специализирующихся исключительно на натюрмортах. Голландцы – больше ценили интимность и сдержанный колорит, фламандцы – предпочитали обильные сочетания предметов в натюрморте и более яркий сочный колорит.
Натюрморт был не просто картиной, демонстрирующей зрителю разнообразие продуктов на столе – это был настоящий кладезь символов, понятный современникам. Символы, представленные в натюрмортах этой эпохи, были призваны напомнить зрителю о бренности человеческой жизни или имели религиозный подтекст.
Цветы:
ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов — символы скромности и чистоты;
осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности;
ирисы — знак Богородицы;
белые розы – платоническая любовь и символ чистоты;
красные цветы – символ искупительной жертвы Христа;
гвоздика — символ пролитой крови Христа;
мак — аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов – лености;
тюльпаны — символом быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий.
Фрукты и растения:
зрелые плоды — символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния
лимон – предательство, чувственные наслаждения;
яблоки, персики, апельсины, инжир, сливы напоминали о грехопадении;
гнилые фрукты — символ старения.
Посуда:
стекло – символ хрупкости;
ступка и пестик – знаки мужской и женской сексуальности;
перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность.
Насекомые и птицы:
птицы, бабочки и различные насекомые — знаки разных стадий земной жизни, олицетворение божественного круговорота, смерти и воскресения;
живая улитка — олицетворение смертного греха лености;
большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, одного из смертных грехов;
заморские экзотические раковины — предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества.
Предметы:
часы механические или песочные – напоминание о быстротечности жизни;
колосья пшеницы, плюща или лавра — символы возрождения и круговорота жизни;
кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни;
равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность;
карнавальная маска — является знаком отсутствия человека; безответственного удовольствия
музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.